- История названия станции метро «Аэропорт»
- Расположение рядом с Центральным аэродромом имени М.В. Фрунзе
- Открытие станции в 1938 году
- Передача здания аэропорта ВВС в 1948 году
- Сохранение исторического названия
- Архитектура и оформление станции «Аэропорт»
- Влияние стиля ар-деко
- Тема советской авиации в оформлении
- Использование монолитного железобетона для создания свода
История названия станции метро «Аэропорт»
Станция метро «Аэропорт» получила свое название благодаря близости к Центральному аэродрому имени М.В. Фрунзе, открытому в 1910 году. Этот аэродром был первым московским аэропортом и играл важную роль в развитии авиации в России.
Расположение рядом с Центральным аэродромом имени М.В. Фрунзе
Станция метро «Аэропорт» была открыта 11 сентября 1938 года и получила свое название благодаря непосредственной близости к Центральному аэродрому имени М.В. Фрунзе. Этот аэродром, основанный еще в начале XX века на Ходынском поле, был первым московским аэропортом и играл ключевую роль в развитии авиации страны.
Южный вестибюль станции находился всего в 350 метрах от здания аэропорта, что делало метро удобным транспортом для пассажиров и сотрудников. Аэропорт имени Фрунзе обслуживал как внутренние, так и международные рейсы, а также использовался для испытаний экспериментальной авиации.
Таким образом, название «Аэропорт» было выбрано не случайно, а отражало тесную связь станции метро с важным транспортным узлом того времени.
Открытие станции в 1938 году
Станция метро «Аэропорт» была торжественно открыта для пассажиров 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. К этому времени Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе٫ расположенный поблизости٫ уже более двух десятилетий играл роль главных воздушных ворот Москвы.
С момента своего открытия станция «Аэропорт» стала важным транспортным узлом, соединяющим центр города с аэропортом; Это было особенно актуально в те годы, когда авиация только начинала активно развиваться, и воздушные перевозки приобретали все большую популярность.
Название «Аэропорт», выбранное для новой станции, не оставляло сомнений в ее назначении и подчеркивало тесную связь с расположенным поблизости аэродромом, который в то время являлся символом прогресса и современности.
Передача здания аэропорта ВВС в 1948 году
В 1948 году, спустя десять лет после открытия станции метро «Аэропорт», произошли изменения в судьбе Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе. Здание аэропорта было передано Военно-воздушным силам СССР, и на его территории разместился окружной штаб ВВС.
Несмотря на то, что аэропорт перестал выполнять функции гражданского авиаузла, станция метро «Аэропорт» сохранила свое название. Это решение было принято, вероятно, из-за того, что название уже прочно закрепилось в сознании москвичей и ассоциировалось с этим районом города.
Более того, историческая связь с авиацией продолжала существовать, ведь на Ходынском поле по-прежнему базировались военные самолеты. Таким образом, название «Аэропорт» продолжало отражать историю и характер этого района, пусть и в новом контексте.
Сохранение исторического названия
Несмотря на то, что Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе перестал функционировать как гражданский аэропорт в 1948 году, станция метро «Аэропорт» сохранила свое название. Это решение было обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, название «Аэропорт» уже прочно укоренилось в сознании москвичей и стало неотъемлемой частью городской топонимики. Переименование станции могло вызвать путаницу и неудобства для пассажиров.
Во-вторых, историческая связь с авиацией, хоть и в измененном виде, сохранялась. На Ходынском поле по-прежнему располагались военные объекты, а впоследствии здесь был разбит парк с авиационной тематикой.
Таким образом, было принято решение сохранить историческое название станции метро «Аэропорт» как дань прошлому и символ преемственности городской среды.
Архитектура и оформление станции «Аэропорт»
Архитектура и оформление станции «Аэропорт» выполнены в стиле ар-деко с элементами советской символики.
Влияние стиля ар-деко
Станция метро «Аэропорт», открытая в 1938 году, является интересным примером влияния стиля ар-деко на архитектуру московского метро. Несмотря на то, что в то время в советской архитектуре господствовал сталинский ампир, архитекторы Виленский и Ершов решили использовать элементы ар-деко для создания образа современной и динамичной станции, отражающей дух авиации.
Для ар-деко характерны геометрические формы, строгие линии, использование дорогих материалов и роскошных декоративных элементов. На станции «Аэропорт» эти черты стиля прослеживаются в оформлении колонн, светильников, вентиляционных решеток. Ощущение простора и света, присущее ар-деко, подчеркивается белым цветом стен и высокими потолками.
Тема советской авиации в оформлении
Несмотря на влияние стиля ар-деко, архитекторы станции «Аэропорт» не забывали и о ее названии, стремясь отразить в оформлении тему советской авиации. Эта идея нашла свое воплощение в деталях, ненавязчиво напоминающих о небе, полетах и достижениях отечественного авиастроения.
Так, например, на путевых стенах можно заметить барельефы с изображением самолетов, парящих в облаках. Вентиляционные решетки стилизованы под пропеллеры, а светильники напоминают по форме авиационные прожекторы. Даже в рисунке мраморного пола можно увидеть отсылки к авиационной тематике.
Все эти элементы декора, выполненные с большим мастерством, создают на станции «Аэропорт» особую атмосферу, позволяя пассажирам ощутить себя частью мира авиации и подчеркивая связь станции с историей развития воздушного транспорта в СССР.
Использование монолитного железобетона для создания свода
Станция «Аэропорт» стала одной из первых в московском метро, при строительстве которой был применен инновационный для того времени метод ⎯ использование монолитного железобетона для создания свода. Этот материал, отличающийся прочностью и долговечностью, позволил архитекторам реализовать смелое инженерное решение ─ создать односводчатую конструкцию станции без промежуточных опор;
Использование монолитного железобетона не только упростило и ускорило процесс строительства, но и открыло новые возможности для архитектурной выразительности. Гладкая поверхность свода, лишенная швов и стыков, создает ощущение легкости и воздушности, что особенно важно для станции, название которой связано с небом и полетами.
Таким образом, применение монолитного железобетона в строительстве станции «Аэропорт» стало не только техническим достижением, но и позволило создать гармоничное архитектурное пространство, отвечающее духу времени и назначению станции.
Увлекательно! История Московского метрополитена всегда интересна.
Очень интересно! Всегда было любопытно, почему станцию метро так назвали. Спасибо, что рассказали!
Спасибо за статью! Интересно было узнать о связи станции метро и аэропорта.
Не знал, что аэропорт был так близко к станции. Любопытная статья, спасибо.