Почему гонит масло через сапун
Если мотор «гонит» масло через сапун, это явный признак неполадок в системе вентиляции картера. Причина ⸺ повышенное давление картерных газов, которые не могут выйти другим путём и ищут где им «проще».
Давление картерных газов
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания часть продуктов горения, называемых картерными газами, неизбежно проникает в картер двигателя ⸺ пространство под поршнями, где находится масло. Это происходит из-за микроскопических зазоров между поршневыми кольцами и стенками цилиндров.
Эти газы создают в картере определенное давление. В исправном двигателе с правильно функционирующей системой вентиляции картера это давление невелико и не представляет угрозы. Оно уравновешивается с атмосферным давлением.
Однако, если система вентиляции картера засорена или работает неэффективно, давление картерных газов начинает расти. Газы, не имея возможности свободно выходить, начинают искать другие пути выхода.
В результате повышенное давление картерных газов может привести к целому ряду проблем⁚
- Выдавливание масла через сапун⁚ один из самых явных признаков проблемы.
- Утечки масла через прокладки и сальники⁚ повышенное давление буквально «продавливает» масло в местах уплотнений.
- Повышенный расход масла⁚ часть масла выбрасывается вместе с картерными газами.
- Ухудшение смазки двигателя⁚ картерные газы, смешиваясь с маслом, ухудшают его свойства.
- Ускоренный износ двигателя⁚ недостаточная смазка и повышенное загрязнение приводят к ускоренному износу деталей двигателя.
Таким образом, поддержание нормального давления картерных газов ⎼ важное условие для долгой и безотказной работы двигателя.
Система вентиляции картера
Для решения проблемы повышенного давления картерных газов и его последствий, в двигателях внутреннего сгорания предусмотрена система вентиляции картера (СКВ). Она обеспечивает отвод газов из картера, поддерживая нормальное давление и предотвращая негативные последствия.
В прошлом использовались открытые СКВ, где картерные газы просто выбрасывались в атмосферу через сапун. Однако, с усилением экологических норм, такие системы уступили место закрытым СКВ, которые направляют картерные газы обратно во впускной коллектор для дожигания.
Современная закрытая СКВ, как правило, состоит из следующих основных элементов⁚
- Клапан вентиляции картерных газов (КВКГ)⁚ регулирует поток картерных газов во впускной коллектор, предотвращая избыточное давление или разрежение в картере.
- Маслоотделитель⁚ отделяет капли масла от картерных газов перед их поступлением во впускной коллектор. Это предотвращает загрязнение впускной системы и снижает дымность выхлопа.
- Система трубок и патрубков⁚ соединяет картер двигателя с КВКГ, маслоотделителем и впускным коллектором, обеспечивая циркуляцию картерных газов.
Принцип работы закрытой СКВ основан на использовании разрежения во впускном коллекторе. КВКГ, реагируя на разницу давлений в картере и коллекторе, регулирует поток газов. Маслоотделитель очищает газы от масла, после чего они поступают во впускной коллектор и сгорают в цилиндрах двигателя.
Исправная работа СКВ критически важна для долговечности двигателя. Она не только предотвращает утечки масла, но и защищает масло от загрязнения, продлевая срок его службы и сохраняя смазывающие свойства.
Причины повышенного давления картерных газов
Повышенное давление картерных газов, приводящее к таким неприятностям, как выброс масла через сапун, обычно является следствием неполадок в системе вентиляции картера или других проблемах двигателя. Вот наиболее распространенные причины⁚
- Засорение системы вентиляции картера⁚ со временем в шлангах, патрубках, маслоотделителе и самом клапане вентиляции картерных газов (КВКГ) накапливаются отложения масла, грязи и продуктов износа. Это препятствует свободному проходу газов, вызывая повышение давления в картере.
- Неисправность клапана вентиляции картерных газов (КВКГ)⁚ клапан может заклинить в закрытом положении из-за загрязнений или износа, перестав регулировать поток газов. В результате давление в картере будет расти.
- Износ поршневой группы⁚ изношенные поршневые кольца и стенки цилиндров увеличивают количество газов, прорывающихся в картер, что может привести к повышению давления, особенно при высоких нагрузках на двигатель.
- Проблемы с турбокомпрессором (для турбированных двигателей)⁚ негерметичность в системе турбонаддува, например, износ уплотнений турбины, может привести к попаданию выхлопных газов в картер, повышая давление.
- Другие причины⁚ реже, но все же встречаются и другие причины, такие как неисправность системы рециркуляции отработанных газов (EGR), перегрев двигателя, использование неподходящего моторного масла.
Важно понимать, что повышенное давление картерных газов – это симптом, а не сама болезнь. Для устранения проблемы необходимо найти и устранить ее первопричину, а не ограничиваться временными мерами.
Признаки неисправности системы вентиляции картера
Неисправности системы вентиляции картера (СКВ) могут привести к серьезным проблемам с двигателем, поэтому важно уметь распознать их на ранних стадиях. Вот несколько явных признаков, которые могут указывать на проблемы с СКВ⁚
- Выброс масла через сапун⁚ один из самых явных признаков повышенного давления в картере. Масло, не находя выхода через штатную систему вентиляции, выталкивается через сапун, что может привести к загрязнению моторного отсека и повышенному расходу масла.
- Утечки масла⁚ повышенное давление в картере создает нагрузку на прокладки и сальники, что может привести к утечкам масла. Обратите внимание на подтеки масла в районе клапанной крышки, головки блока цилиндров, поддона картера.
- Дымный выхлоп⁚ если масло попадает во впускной коллектор через систему вентиляции картера, это может привести к появлению сизого или голубоватого дыма из выхлопной трубы, особенно при разгоне или резком нажатии на педаль газа.
- Повышенный расход масла⁚ часть масла может сгорать в цилиндрах двигателя вместе с картерными газами, что приведет к увеличению расхода масла.
- Свистящий звук под капотом⁚ засоренный клапан вентиляции картерных газов (КВКГ) может издавать свистящий звук, особенно на холостых оборотах.
- Замасленный воздушный фильтр⁚ в некоторых случаях масло может попадать и в корпус воздушного фильтра, что свидетельствует о серьезных проблемах с СКВ и требует немедленного вмешательства.
Важно помнить, что эти признаки могут быть вызваны и другими проблемами с двигателем. Поэтому при их появлении необходимо провести диагностику, чтобы точно определить причину неисправности.
Грамотно и по делу! Автор, спасибо за статью, было интересно почитать.
Очень полезная статья! Всегда мучился вопросом, почему гонит масло, теперь понимаю, в чем дело. Спасибо!
Доступно и понятно даже для неспециалиста. Теперь знаю, на что обратить внимание при обслуживании авто.
Статья — огонь! Разложили все по полочкам, теперь буду знать, что делать, если столкнусь с такой проблемой.
Спасибо за информацию! Теперь понятно, почему так важно следить за системой вентиляции картера.