Причины преступления Раскольникова

Причины преступления Раскольникова

Тяжелое материальное положение, идейные искания и ряд трагических событий подтолкнули Раскольникова к преступлению. Нищета заставила его бросить учебу, а пример семьи Мармеладовых убедил в безвыходности положения бедняков.​ Письмо матери о готовящейся свадьбе Дуни усугубило ситуацию, став последней каплей в чаше его терзаний.​

Теория Раскольникова

Центральным идейным мотивом преступления Раскольникова становится созданная им теория, разделяющая людей на два типа⁚ «тварей дрожащих» и «право имеющих».​

Под влиянием нищеты, социальной несправедливости и собственных идейных исканий Раскольников приходит к убеждению, что существует категория исключительных личностей, которым дозволено преступать закон ради достижения великих целей. Эти «право имеющие», подобно Наполеону, стоят выше моральных норм и способны вершить судьбы мира, не оглядываясь на условности.​

Остальные же – «твари дрожащие», лишь безликая масса, существующая для поддержания миропорядка.​ Их жизни не представляют особой ценности в глазах Раскольникова.​

Свою теорию Раскольников излагает в статье «О преступлении», где обосновывает право сильной личности на преступление ради блага общества. Он убежден, что убийство «бесполезной» старухи-процентщицы станет своеобразным тестом, который позволит ему определить, к какому типу людей он принадлежит⁚

«Тварь ли я дрожащая или право имею?​.​.​»

Однако жестокое убийство не приносит Раскольникову желаемого освобождения.​ Напротив, оно погружает его в пучину душевных мутарств и подтверждает несостоятельность его бесчеловечной теории.​

Теория Раскольникова – яркий пример опасности крайностей и нигилизма, когда высокие идеи о благе человечества используются для оправдания собственных низменных поступков.

Нищета и социальное неравенство

Одним из ключевых факторов, толкнувших Раскольникова на преступление, стала мучительная нищета, в которой он оказался.

Бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за нехватки средств, Раскольников влачит жалкое существование в тесной каморке, напоминающей гроб.​ Он голодает, носит лохмотья, испытывает постоянное унижение от собственной несостоятельности.​

Петербург Достоевского – это город социальных контрастов, где роскошь и богатство соседствуют с беспросветной нуждой.​ Раскольников ежедневно сталкивается с проявлениями социального неравенства, что усугубляет его и без того тяжелое душевное состояние.

Он видит пьяную, оскорбленную девушку на бульваре, несчастную семью Мармеладовых, где дочь вынуждена идти по желтому билету, чтобы прокормить семью. Все это укрепляет в нем убеждение, что мир прогнил и нуждается в радикальном переустройстве.

Нищета не только лишает Раскольникова средств к существованию, но и разрушает его как личность, толкая на отчаянные и безрассудные поступки.​ Он ощущает себя загнанным в угол, лишенным перспектив и надежды на лучшую жизнь.​

В этом контексте убийство старухи-процентщицы воспринимается Раскольниковым не только как способ проверить свою теорию, но и как своеобразный бунт против несправедливости мира, попытка хоть как-то изменить свое безысходное положение.​

Влияние семьи и окружения

Хотя Раскольников и предстает как одинокий, отчужденный герой, нельзя отрицать влияние, которое оказали на него семья и окружение, способствуя формированию его мировоззрения и, косвенно, толкая на преступление.​

Глубокая привязанность к матери и сестре Дуне – важная сторона личности Раскольникова.​ Он остро переживает их бедственное положение, видит, какие жертвы им приходится приносить ради него.​

Известие о готовящемся браке Дуни с расчетливым Лужиным становится для Раскольникова тяжелым ударом.​ Он воспринимает этот брак как новую жертву со стороны сестры, на которую она идет ради его блага.​

Чувство вины и бессилия перед лицом страданий близких усиливают отчаяние Раскольникова, подталкивая его к мысли о том, что он должен взять на себя роль «спасителя».​

Нельзя не учитывать и влияние окружения, Петербурга Достоевского с его удушающей атмосферой бедности, пьянства, преступности.​ Разговоры в трактирах, случайные встречи, истории чужого горя и несправедливости – все это создает вокруг Раскольникова тяжелую, гнетущую обстановку, усиливая его душевный надлом.

Таким образом, семья и окружение, хотя и не являются непосредственной причиной преступления Раскольникова, играют роль катализатора, усугубляя его душевный кризис и подталкивая к роковому шагу.​

Знаки судьбы и случайности

В романе «Преступление и наказание» Достоевский мастерски переплетает внутренние метания героя с внешними обстоятельствами, создавая ощущение роковой предопределенности совершенного преступления.​

Раскольников склонен видеть в случайных событиях и встречах своеобразные «знаки судьбы», которые утверждают его в собственной правоте и подталкивают к реализации замысла.​

Так, случайно подслушанный разговор студента и офицера об «глупой, никчемной» старухе-процентщице укореняет в сознании Раскольникова мысль о допустимости убийства.​

Случайная встреча с обездоленной семьей Мармеладовых усиливает его гнев по отношению к социальной несправедливости, а полученное от матери письмо о готовящемся браке сестры становится последним толчком к действию.​

Раскольников убеждает себя, что сама судьба посылает ему эти «знаки», подталкивая к тому, чтобы он взял на себя роль «вершителя судеб» и избавил мир от «бесполезной» старухи.

Однако, вериги случайностей и совпадений лишь усугубляют трагизм ситуации.​ Раскольников, ослепленный собственной теорией и ложными «знаками», не замечает главного – что он преступает нравственный закон, и это не может остаться безнаказанным.​

Таким образом, Достоевский показывает, что даже случайные события могут приобретать роковое значение в жизни человека, особенно если он сам склонен видеть в них подтверждение своих иллюзий.​

Оцените статью

Комментарии закрыты.

  1. Петр Смирнов

    Хорошо описана теория Раскольникова, но хотелось бы большего анализа его психологического состояния после преступления. Как он борется с совестью, как меняется его отношение к себе и к людям?

  2. Мария Иванова

    Статья интересная, но мне кажется, что автор упускает из виду духовный кризис Раскольникова. Ведь его теория — это не только продукт нищеты и идей, но и глубокого отчаяния, потери веры.

  3. Елена Васильева

    Согласна с автором, что социальное неравенство сыграло свою роль в преступлении Раскольникова. Но важно помнить, что это не оправдывает его поступок, а лишь помогает понять мотивы.