Почему симфония Шуберта называется «Неоконченной»?
Симфония Франца Шуберта № 8 си минор получила название «Неоконченная», поскольку композитор написал в 1822 году только две части симфонии в виде партитуры для оркестра.
Структура симфонии и традиции
Восьмая симфония Шуберта, написанная в си миноре, нарушает установившиеся традиции классической симфонии. Обычно симфонии этого периода, созданные в рамках венской классической школы, состоят из четырех частей, выстроенных по принципу сонатного цикла. Каждая часть играла свою роль⁚ первая представляла собой экспозицию и развитие конфликта, вторая предлагала лирическое отступление или углубление в тему, третья часть, как правило, была более легкой и танцевальной, например, менуэт или скерцо, а финальная часть приносила разрешение конфликта, заявленного в первой части.
Однако «Неоконченная» симфония Шуберта обрывается на второй части, оставляя слушателя в ожидании продолжения, которое так и не наступает. Эта незавершенность, идущая вразрез с ожиданиями, заложенными структурой классической симфонии, и породила основную загадку произведения. Несмотря на отсутствие двух частей, «Неоконченная» симфония не производит впечатления фрагмента или наброска. Две существующие части образуют удивительно цельное и гармоничное произведение, оставляя ощущение завершенности.
Причины незавершенности
Тайна незавершенной симфонии Шуберта продолжает волновать умы музыковедов и любителей музыки по сей день. Существует множество версий и гипотез, пытающихся объяснить, почему композитор оставил свое произведение незаконченным. Некоторые исследователи склонны видеть в этом трагическое отражение личной жизни Шуберта, его несчастной любви или болезни, которая наложила отпечаток на его творчество.
Другие исследователи предполагают, что Шуберт мог посчитать две части достаточными для выражения своего замысла, найдя в них идеальный баланс и завершенность. Возможно, он считал, что добавление новых частей нарушит хрупкое равновесие, достигнутое в первых двух частях, и исказит эмоциональное воздействие произведения.
Некоторые музыковеды указывают на то, что Шуберт не был первым композитором, нарушившим канон четырехчастной симфонии. В истории музыки существуют и другие примеры симфоний, состоящих из двух или трех частей. Возможно, Шуберт, экспериментируя с формой и структурой, решил отойти от традиционных рамок и создать произведение, основанное на новых принципах.
Версии и гипотезы
Отсутствие однозначного ответа на вопрос о причинах незавершенности симфонии породило множество версий и гипотез. Одни исследователи полагают, что Шуберт, будучи натурой увлекающейся, мог просто потерять интерес к начатому произведению, переключившись на новые идеи и замыслы. Другая версия гласит, что Шуберт, возможно, планировал вернуться к своей симфонии позднее, но не успел этого сделать из-за преждевременной смерти.
Существует также предположение, что недостающие части симфонии были утеряны. Известно, что Шуберт вел довольно хаотичный образ жизни, и его рукописи не всегда хранились в надлежащем порядке. Не исключено, что ноты третьей и четвертой частей симфонии могли быть утеряны или уничтожены по небрежности.
Некоторые музыковеды выдвигают версию о том, что Шуберт намеренно оставил свою симфонию незавершенной, видя в этом особый художественный прием. Возможно, он хотел таким образом подчеркнуть трагизм и недосказанность, которые пронизывают все произведение.
Художественная ценность «Неоконченной» симфонии
Несмотря на незавершенность, или, возможно, благодаря ей, «Неоконченная» симфония Шуберта обрела огромную художественную ценность и стала одним из самых популярных и исполняемых симфонических произведений в мире. Две части симфонии, полные драматизма и лиризма, создают удивительно цельный и глубокий образный мир, который продолжает волновать слушателей уже почти два столетия.
Шуберт, которого часто называют основоположником романтической симфонии, в «Неоконченной» симфонии с поразительной силой и искренностью передает сложный спектр человеческих эмоций⁚ от глубокой печали и тоски до светлой грусти и меланхолии. Музыка симфонии отличается невероятной мелодической красотой, богатством гармонического языка и мастерским использованием инструментовки.
Особенно впечатляет первая часть симфонии, которая начинается с загадочной и тревожной темы виолончелей, создающей атмосферу напряжения и ожидания. Вторая часть, напротив, отличается светлой грустью и меланхолией, напоминая о быстротечности времени и хрупкости человеческого счастья.
Очень интересно! Всегда поражался этой недосказанности в музыке Шуберта.
Не знал, что симфонии того времени должны были состоять из 4 частей. Любопытно, как бы звучала эта, будь она завершена…
Статья проливает свет на загадку «Неоконченной» симфонии. Хотелось бы узнать больше о версиях, почему Шуберт не дописал ее.