Почему у Запорожца двигатель сзади
Решение позаимствовали у итальянского Fiat 600, ставшего образцом для советских инженеров. Такая компоновка позволяла сделать автомобиль максимально дешёвым и простым в производстве.
Вдохновение итальянским Fiat и поиски доступности
В середине 1950-х годов перед советским автопромом встала задача – создать народный автомобиль, доступный каждому. Москвич-402, считавшийся бюджетной моделью, был всё же не по карману большей части населения. Вдохновение черпали у европейских малолитражек, таких как Fiat 600, Citroen 2CV и Volkswagen Beetle;
Именно итальянский Fiat 600, с его заднемоторной компоновкой, стал прообразом будущего «Запорожца». Такое решение было продиктовано не только желанием создать максимально дешёвый автомобиль, но и стремлением обеспечить простоту конструкции и доступность в обслуживании. Ведь «народный автомобиль» должен был быть лёгким в ремонте.
Конечно, советские инженеры не стали полностью копировать Fiat. Вместо этого они позаимствовали общую концепцию компоновки, некоторые элементы дизайна и детали подвески. Важным отличием стал более мощный двигатель, разработанный специально для «Запорожца».
Преимущества заднемоторной компоновки⁚ проходимость и простота
Заднемоторная компоновка, выбранная для «Запорожца», имела свои неоспоримые преимущества, особенно в условиях советских дорог. Смещенный назад двигатель обеспечивал лучшую развесовку по осям, что положительно сказывалось на проходимости. Задние ведущие колеса всегда были хорошо нагружены, позволяя маленькому автомобилю уверенно преодолевать бездорожье.

Отсутствие карданного вала, необходимого для переднемоторных машин с задним приводом, также играло на руку «Запорожцу». Это упрощало конструкцию, делая автомобиль более лёгким и повышая дорожный просвет.
Кроме того, заднемоторная компоновка позволяла создать просторный салон при скромных габаритах автомобиля. Двигатель, расположенный сзади, не требовал большого капота, что позволило максимально эффективно использовать пространство внутри.
Наконец, простота конструкции и доступ к двигателю делали «Запорожец» лёгким в обслуживании и ремонте, что было особенно важно для советских автолюбителей, привыкших самостоятельно устранять мелкие неисправности.

Особенности конструкции двигателя МеМЗ-968Н
Сердцем «Запорожца» модели 968М служил четырёхцилиндровый двигатель МеМЗ-968Н. Этот V-образный агрегат с рабочим объемом 1,2 литра был разработан специально для заднемоторной компоновки и обладал рядом интересных особенностей.
Одной из главных особенностей МеМЗ-968Н являлось воздушное охлаждение. Отсутствие громоздкой системы водяного охлаждения делало двигатель легче и проще в обслуживании. Для обеспечения эффективного охлаждения на двигателе был установлен мощный вентилятор, а на боковых панелях кузова располагались характерные «уши» ⎼ воздухозаборники.
Двигатель МеМЗ-968Н был карбюраторным, что было типично для советских автомобилей того времени. Он развивал мощность 40 лошадиных сил, что было вполне достаточно для динамичного передвижения компактного «Запорожца».
Несмотря на свою простоту, двигатель МеМЗ-968Н отличался надёжностью и неприхотливостью. Он был способен работать на низкокачественном бензине и выдерживал значительные нагрузки, что делало его идеальным выбором для эксплуатации в советских условиях.
Недостатки «горбатого»⁚ теснота, перегрев и эргономика
Несмотря на ряд преимуществ, заднемоторная компоновка «Запорожца» имела и свои недостатки. Одним из главных был ограниченный объём багажного отделения. Двигатель, расположенный сзади, занимал значительную часть пространства, оставляя минимум места для поклажи;
Ещё одной проблемой «горбатого», как прозвали первую модель «Запорожца» (ЗАЗ-965), был перегрев двигателя. Воздушная система охлаждения не всегда справлялась со своей задачей, особенно в жаркую погоду или при длительной езде на высоких оборотах.

Эргономика водительского места также оставляла желать лучшего. Небольшие размеры автомобиля и особенности компоновки приводили к тому, что салон был тесным и не очень удобным, особенно для рослых водителей.
Шумоизоляция «Запорожца» была практически отсутствовала, что делало поездки на дальние расстояния не слишком комфортными. Рёв двигателя и шум трансмиссии были постоянными спутниками водителя и пассажиров.

Никогда не думала, что Fiat 600 стал прообразом для нашего «горбатого». Вот уж действительно, все новое — это хорошо забытое старое!
Всегда было интересно узнать, почему у Запорожца такой необычный дизайн. Спасибо, статья все прояснила!
Интересно, а почему решили не рассказывать о недостатках такой компоновки? Ведь у Запорожца были и проблемы с охлаждением, и управляемость оставляла желать лучшего.
Неплохая статья, но хотелось бы больше технических подробностей о двигателе, разработанном для «Запорожца».