Почему при взлете закладывает уши
Во время взлета самолета происходит быстрый набор высоты, что приводит к резкому снижению атмосферного давления․ Внутреннее давление в ухе не успевает выравниваться с внешним, оказывая давление на барабанную перепонку, что и вызывает ощущение заложенности․
Перепады давления
Основная причина заложенности ушей при взлете самолета – это резкие перепады давления воздуха․ Наше ухо – сложный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха․ Наружное и среднее ухо разделены барабанной перепонкой․ В среднем ухе находится воздух, давление которого в норме равно давлению воздуха в окружающей среде․ Это равновесие поддерживается благодаря узкому каналу, соединяющему среднее ухо с носоглоткой – евстахиевой трубе․
Когда самолет набирает высоту, атмосферное давление снаружи начинает стремительно падать․ Внутри среднего уха давление остается прежним, что приводит к выпячиванию барабанной перепонки наружу․ Это создает неприятное ощущение заложенности, давления или даже боли в ушах․ При снижении самолета происходит обратный процесс⁚ давление снаружи нарастает, и барабанная перепонка вдавливается внутрь․
Именно в эти моменты, при взлете и посадке, евстахиева труба играет ключевую роль в выравнивании давления․ При глотании, зевании или жевании мышцы, окружающие евстахиеву трубу, сокращаются, труба открывается, и воздух выходит из среднего уха или поступает в него, выравнивая давление с обеих сторон барабанной перепонки․ Именно поэтому во время взлета и посадки стюардессы предлагают пассажирам леденцы или напитки ⎼ глотательные движения помогают открыть евстахиеву трубу․
Строение уха
Чтобы понять, почему закладывает уши при взлете, важно разобраться в строении этого органа․ Ухо человека состоит из трех отделов⁚ наружного, среднего и внутреннего уха․
Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход․ Ушная раковина, благодаря своей форме, улавливает звуковые волны и направляет их в наружный слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой․
Среднее ухо – это небольшая полость, расположенная за барабанной перепонкой․ Внутри нее находятся три слуховые косточки⁚ молоточек, наковальня и стремечко․ Эти косточки соединены между собой и передают звуковые колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху․ Важно отметить, что среднее ухо соединяется с носоглоткой узким каналом – евстахиевой трубой․ Именно эта труба отвечает за выравнивание давления воздуха в среднем ухе с атмосферным давлением․
Внутреннее ухо – самый сложный отдел уха, расположенный в толще височной кости․ Внутреннее ухо содержит органы слуха и равновесия․ За восприятие звука отвечает улитка, заполненная жидкостью и содержащая чувствительные волосковые клетки․ Когда звуковые колебания достигают улитки, они преобразуются в нервные импульсы, которые по слуховому нерву передаются в головной мозг․
Таким образом, заложенность ушей при взлете связана с нарушением работы среднего уха, а именно с дисбалансом давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки․
Заложенность ушей при высоком и низком давлении
Заложенность ушей, вызванная перепадами давления, – распространенное явление, которое может возникать как при высоком, так и при низком давлении․ Механизм возникновения заложенности в обоих случаях связан с разницей давления воздуха в среднем ухе и окружающей среде, но имеет свои особенности․
При высоком давлении, например, во время взлета самолета или подъема на высоту, атмосферное давление снижается․ Давление в среднем ухе остается прежним, что приводит к выпячиванию барабанной перепонки наружу․ Это вызывает ощущение заложенности, давления, а иногда и боли в ушах․
При низком давлении, например, во время посадки самолета, погружения под воду или спуска с горы, атмосферное давление повышается․ В этом случае барабанная перепонка вдавливается внутрь, что также вызывает заложенность и дискомфорт․
В обоих случаях для устранения заложенности необходимо выровнять давление в среднем ухе с атмосферным давлением․ Это можно сделать с помощью простых действий, активизирующих работу евстахиевой трубы⁚ глотания, зевания, жевания жвачки․ Эти действия помогают открыть евстахиеву трубу и нормализовать давление воздуха․
Другие причины заложенности ушей
Хотя перепады давления являются наиболее распространенной причиной заложенности ушей при взлете, существуют и другие факторы, которые могут вызвать этот неприятный симптом․
Серная пробка – скопление ушной серы в наружном слуховом проходе, которое может частично или полностью блокировать прохождение звуковых волн․ Серная пробка может вызывать ощущение заложенности, снижение слуха, шум в ушах․
Отит – воспаление уха, которое может затронуть наружное, среднее или внутреннее ухо․ Отит сопровождается болью, заложенностью, выделениями из уха, повышением температуры тела․
Евстахиит – воспаление евстахиевой трубы, которая соединяет среднее ухо с носоглоткой․ При евстахиите труба отекает и сужается, что нарушает вентиляцию среднего уха и приводит к заложенности, шуму и боли в ухе․
Аллергический ринит – воспаление слизистой оболочки носа, вызванное аллергической реакцией․ При аллергическом рините отек слизистой оболочки может распространяться на евстахиеву трубу, вызывая ее дисфункцию и заложенность ушей․
Если заложенность ушей сопровождается другими симптомами, такими как боль, выделения из уха, повышение температуры тела, важно обратиться к врачу для диагностики и лечения․
Спасибо, полезная информация! Раньше не задумывался о механизме, теперь буду знать, что глотать леденцы — это не просто так, а целая наука))
Очень доступно и понятно объяснено! Всегда было интересно, почему так происходит, теперь буду знать, как себе помочь.
Интересно, а почему у некоторых людей уши закладывает сильнее, чем у других? С чем это может быть связано?
А что делать, если глотание не помогает? Есть ли еще какие-то способы справиться с заложенностью ушей?
Полезная статья, спасибо! Теперь буду знать, что происходит с моими ушами во время полета.